ВСМ Москва – Санкт-Петербург: промежуточный итог
« НазадКак и любой глобальный проект, ВСМ вызывает неоднозначную реакцию общественности. Одни пророчат высокую востребованность и окупаемость трассы, другие не видят целесообразности вложений, напоминая, что мечту пытаются воплотить в реальность уже 40 лет. Транспортные эксперты, аналитики, представители власти, активисты вчера в рамках дискуссионного клуба журнала РЖД-Партнер «Открытый разговор» обсудили строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Выступления спикеров в формате дискуссии позволили рассмотреть возможные бизнес-модели, а также различные аспекты проектирования и строительства высокоскоростной магистрали. Так, например, директор по экспертной работе Центра экономики инфраструктуры Максим Фадеев подробно рассказал о прогнозировании социально-экономических эффектов от ввода трассы. По данным ЦЭИ, ожидаемый к 2030 году пассажиропоток составляет 22,6 млн человек, а экономическую выгоду проекта можно будет зафиксировать уже на этапе строительства. Кроме того, М. Фадеев отметил, что стоимость проезда данным видом транспорта вполне может конкурировать с ценами на «Сапсан».
Вице-президент Центра стратегических разработок Татьяна Горовая не во всех вопросах согласилась с коллегой. По ее словам, учитывая развитое транспортное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом, существует риск недобора пассажиропотока. Открытыми также остаются вопросы финансирования и окупаемости проекта, ведь инвестиционные средства, а также деньги, выделенные из бюджета прямым или косвенным образом, придется возвращать. Конкуренция на данном маршруте не позволит установить высокие тарифы. Среди плюсов эксперт обозначила импульс развития отечественных технологий и промышленности, так как при строительстве магистрали планируется использовать российские разработки. Кроме того, она не исключила тот факт, что электрифицированный железнодорожный транспорт является экологически чистым.
Тему влияния высокоскоростного транспорта на окружающую среду продолжил Денис Булычев, начальник отдела проектирования линейных объектов АО «Мосгипротранс». По его словам, неблагоприятным для природы и человека может стать процесс строительства ВСМ. Специалисты при проектировании учтут законодательные нормы и примут меры по недопущению загрязнения воздуха, воды и почвы, а также превышения уровня шума и вибрации во время проведения строительных работ.
Эти доводы не убедили жителей Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Тверской области. Присутствовавшие на дискуссии активисты обеспокоены тем, что строительство грозит сносом домов под Тверью. Их также волнует близость трассы к дачным поселкам. Татьяна Савчук, представитель СНТ «Нептун» Клинского района, сообщила, что жители пишут письма в администрацию президента РФ, правительство, ОАО «РЖД», «Мосгипротранс», но нигде не могут получить конкретного ответа о том, как высокоскоростная магистраль затронет их частную собственность.
Отметим, что запуск ВСМ Москва – Санкт-Петербург запланирован на 2027 год, но отсутствие конкретики по целому ряду вопросов вполне может сдвинуть сроки и увеличить общую стоимость проекта в будущем.
Источник: https://www.rzd-partner.ru/