Главная \ Новости \ Возрождение рынка региональных самолетов

Возрождение рынка региональных самолетов

« Назад

Возрождение рынка региональных самолетов 15.07.2013 10:14

bombordierВ сегменте региональных самолетов постепенно нарастает напряжение, связанное со скорой реализацией новых проектов. Компания Embraer уже запустила проект ремоторизации своих региональных лайнеров E-jet, тогда как канадская компания Bombardier в скором времени должна будет впервые поднять в воздух новый самолет CSeries. Эксперты отмечают, что в настоящее время авиастроительные компании уделяют пристальное вниманию сегменту 100-местных региональных лайнеров.

Аналитики Bombardier считают, что в течение ближайших 20 лет именно в сегменте воздушных судов вместимостью от 100 до 149 пассажиров будет отмечаться самый высокий спрос на новые самолеты. При этом благодаря использованию двигателей следующего поколения, основанных на применении новых технологий, вновь разработанные авиалайнеры будут обладать более высокой топливной эффективностью. Спрос на такие самолеты со стороны авиакомпаний, безусловно, будет высоким, поскольку они позволят перевозчикам оптимизировать маршрутную сеть и увеличить доходность региональных перевозок. И именно для этого сегмента Bombardier разрабатывает свои лайнеры CSeries, которые в зависимости от конфигурации салона будут способны перевозить от 110 до 160 чел.

Однако не все авиастроители и эксперты разделяют такую точку зрения. В частности, Boeing и Airbus в своих новых программах отказались от производства наименее вместительных узкофюзеляжных самолетов, таких как 110-местный 737-600 и 107-местный A318. Напомним, что в будущем самыми маленькими узкофюзеляжными лайнерами у Airbus и Boeing будут 124-местный A319neo и 126-местный 737 MAX 7 соответственно.

Как говорит Бэрри Экклстоун, президент и исполнительный директор Airbus America, большинство 100-местных самолетов, появлявшихся на рынке, в итоге оказывались неудачными проектами. В качестве примера он называет такие программы, как Dornier 728jet, Fokker 100 и British Aerospace BAe 146. Он также отмечает, что даже если на рынке и присутствует 100-местный сегмент, то он как правило уже занят каким-либо авиастроителем, например, Embraer со своими самолетами E190/195. В подтверждение этим словам аналитики агентства Ascend приводят такие цифры: в сегменте воздушных судов вместимостью от 90 до 110 чел. авиалайнеры E190/195 занимают практически 50% от всего парка эксплуатируемых судов, которых в настоящее время насчитывается 1227 машин, включая российские лайнеры Sukhoi Superjet 100. Примерно 13% сегмента занимают самолеты Fokker 100, следом идет Boeing 737-500, занимающий 9,7% сегмента, далее идут лайнеры Boeing 717-200, занимающие 7% сегмента.

В то же время руководство компании Bombardier считает, что в данном сегменте достаточно места для многочисленных новых программ. Также высшие менеджеры Bombardier подчеркивают, что самолеты CSeries будут идеальным вариантом для обслуживания хабов магистральных авиакомпаний. Напомним, что согласно данным, предоставленным компанией Bombardier, самолеты CSeries будут на 20% экономичнее и на 15% дешевле в эксплуатации по сравнению с эксплуатируемыми ныне региональными лайнерами. При этом дальность полета указанных воздушных судов будет составлять 5460 км, что является достаточно значительной цифрой для самолетов такого класса.

До начала авиасалона в Ле Бурже на авиалайнеры CSeries компанией Bombardier было получено 145 твердых заказов, в том числе 63 заказа на модель CS100 и 82 заказа на модель CS300. Кроме того, у Bombardier есть опционы на 156 самолетов CSeries и договоры о намерениях, покрывающих 67 авиалайнеров.

Паоло Сезар Силва, президент и исполнительный директор Embraer Commercial Aviation, соглашается с точкой зрения руководства Bombardier. Он отмечает, что сегмент авиалайнеров вместимостью более 100 чел. обладает большим потенциалом, однако тем авиастроительным компаниям, которые впервые выходят в данный сегмент, придется столкнуться со значительными трудностями, и их необходимо будет преодолевать. Причем одной из самых сложных проблем будет создание глобальной сервисной службы, обеспечивающей поддержкой и обслуживанием заказчиков по всему миру. Он также отметил, что новым участникам данного сегмента могут потребоваться несколько лет, а может и целые десятилетия, чтобы пройти данную стадию. Например, Embraer пришлось потратить много лет на создание разветвленной сети технической поддержки клиентов по всему миру.

Второе поколение самолетов E-jet будет обладать более высокой топливной эффективностью, сниженными затратами на техническое обслуживание и меньшим уровнем шума. Такие показатели будут достигнуты, в первую очередь, за счет использования новых крыла, электродистанционной системы управления и редукторных турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney.

В то же время, согласно информации агентства Ascend, в настоящее время в мире эксплуатируется 452 самолета E190 и 104 лайнера E195. Кроме того, в портфеле Embraer есть твердые заказы на 93 воздушных судна E190 с опционом на 215 машин, а также твердые заказы на 25 самолетов E195 с опционом на 40 судов.

Согласно различным аналитическим прогнозам в будущем сегмент 100-местных воздушных судов будет увеличиваться. Так, например, эксперты компании Japan Aircraft Development Corporation прогнозируют, что до 2031 г. авиакомпаниями мира будет востребовано 3655 новых самолетов вместимостью от 100 до 119 чел. Аналитики бразильской Embraer считают, что в течение ближайших двух десятилетий будет востребовано 3765 новых самолетов вместимостью от 91 до 120 чел.

Такие компании как Comac, Mitsubishi Aircraft, NG Aircraft и ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" уже начинают оказывать значительное давление на сегмент 100-местных воздушных судов. Comac, Mitsubishi и ЗАО "ГСС" уже разрабатывают или предлагают клиентам региональные лайнеры вместимостью менее 100 чел., такие как 78-местный ARJ21, 90-местный MRJ90 и 95-местный SSJ100. И при желании эти проекты можно с легкостью перенести в сегмент 100-местных авиалайнеров. Например, компания NG Aircraft к концу десятилетия намерена представить на рынке обновленную версию авиалайнера Fokker 100.

Mitsubishi Aircraft планирует запустить в эксплуатацию 100-местную модель MRJ100X в 2017 или 2018 году, что может совпасть с появлением на рынке второго поколения самолетов E-jet от Embraer. Бразильский авиастроитель также всерьез рассматривает возможность начала производства к концу текущего десятилетия удлиненной версии самолета E-195, которая могла бы составить прямую конкуренцию авиалайнерам CS100 от Bombardier.

По мнению главного финансового директора авиакомпании Virgin America Питера Ханта, спрос на 100-местные региональные самолеты безусловно будет. Он также отмечает, что рамочные условия на магистральных линиях в США создают определенные искусственные барьеры для использования самолетов определенных размеров. Так, например, у многих магистральных перевозчиков есть условие об ограничении вместимости региональных воздушных судов на уровне 76 мест. Однако, контракты с такими перевозчиками как Delta Air Lines и United Airlines, содержат пункты об использовании 100-местных воздушных судов.

Так, в мае 2012 г. Delta Air Lines арендовала 88 110-местных лайнеров Boeing 717-200 у бюджетной авиакомпании Southwest Airlines для выполнения перевозок по своим основным маршрутам. Руководство United Airlines также рассматривает возможность приобретения или аренды 100-местных авиалайнеров для осуществления востребованных перевозок. Авиакомпания Air Canada в скором времени может разместить заказы на поставку различных узкофюзеляжных самолетов вместимостью от 75 до 160 чел. В настоящее время Air Canada эксплуатирует 45 самолетов Embraer E190, тогда как авиакомпания United Airlines в этом квартале вывела из эксплуатации пять последних 108-местных самолетов Boeing 737-500.

В то же время решение Airbus и Boeing уйти из сегмента 100-местных узкофюзеляжных самолетов огорчило некоторых перевозчиков, которые могли бы стать потенциальными заказчиками таких авиалайнеров. Так, например, компания Hawaiian Airlines является одной из тех, кто хотел бы увидеть присутствие крупных авиастроительных корпораций в сегменте воздушных судов, предназначенных для обслуживания региональных линий с высокой цикличностью и при этом обладающих низкими затратами на техническое обслуживание.

По словам главного финансового директора Hawaiian Airlines Скотта Топпинга, авиастроители все больше и больше фокусируются на увеличении дальности полета новых самолетов, а значит, на рынке становится гораздо меньше современных воздушных судов, предназначенных для обслуживания региональных линий малой протяженности, которые являются основными для таких перевозчиков, как Hawaiian Airlines. Отметим, что в настоящее время эта авиакомпания эксплуатирует 18 самолетов Boeing 717-200.

С. Топпинг соглашается с мнением, что обслуживание авиалиний протяженностью менее 250 км является нестандартным видом операций, однако несмотря на это такие перевозки являются востребованными в некоторых регионах мира. Он также отмечает, что решение авиакомпании Delta Air Lines приступить к эксплуатации воздушных судов со вторичного рынка вместо приобретения новых самолетов говорит о том, что для крупных авиастроительных корпораций в этом сегменте есть определенный потенциал. Например, для нужд Delta Air Lines могли бы подойти такие самолеты, как CRJ1000 от Bombardier или определенные модели Embraer, однако крупнейший американский перевозчик все-таки сделал ставку на самолеты Boeing 717-200.

С. Топпинг также подчеркнул, что до конца текущего десятилетия Hawaiian Airlines не планирует отказываться от эксплуатации авиалайнеров Boeing 717-200. Руководство этой авиакомпании предпочитает остаться в стороне, дождаться начала эксплуатации таких самолетов как Bombardier CSeries, второго поколения лайнеров Embraer E-jet, а также новых Mitsubishi MRJ100X, и уже потом, опираясь на полученные данные, сделать окончательный выбор в пользу той или иной программы.

Существующие в настоящее время предпочтения авиакомпаний использовать на своих маршрутах вместительные узкофюзеляжные самолеты могут измениться в любой момент. По крайней мере, в истории гражданской авиации такие случаи уже были. Достаточно вспомнить, как в свое время были популярны на рынке турбовинтовые самолеты, пока в середине 1990-х годов с легкой руки Comair и Continental Airlines не произошло резкого увеличения спроса на 50-местные реактивные самолеты. Эти воздушные суда удерживали на рынке крепкие позиции, пока в 2000-х годах в связи с увеличением стоимости авиационного топлива они не потеряли свою эффективность. Сейчас более вместительные самолеты являются предпочтительными для использования на региональных линиях по причине низких затрат, приходящихся на одно пассажироместо, но в будущем эта ситуация может измениться.

Обзор подготовлен по материалам Aviation Week и Flightglobal.

Источник АвиаПорт


Новости